Бизнес на попкорне
24.06.2016 10:51
Попкорн дает от 400 до 700% прибыли, а для старта хватит всего 1 тыс. долл. Плавная проблема в том, чтобы найти для него проходное, выгодное место. В Петербурге оборудование для производства попкорна, по данным комитета экономического развития, промышленности и тор- гонли, использует более 1 тыс. предприятий малог о и среднего бизнеса. Жареной кукурузой торгуют сезонные уличные торговцы, продук-товые магазины, торговые центры и развлекательные комплексы. Популярность «кукурузного» бизнеса объясняется легко. При этом начато бизнеса не требует значительных инвестиций. «Для создания одной торговой точки достаточно 1 тыс. долл., — сообщил директор ООО “Техника плюс” Павел Брайнин. — В эту сумму входят: стои¬мость аппарата для производства попкорна, необходимый запас сы¬рья, упаковки, арендная плата и зарплата персонала». Предприниматель, решивший заняться производством попкор¬на, может специализироваться на этом бизнесе или совместить его с другим. Попкорн хорошо «проявляет» себя при детских ат¬тракционах, в парках культуры, дворцах спорта, игровых центрах, универсамах, торговых комплексах и супермаркетах. Предприятие настолько прибыльное, что владельцы развлекательных комплек¬сов и киноцентров предпочитают самостоятельно организовывать торговлю попкорном. Шаг 1. Выбор места Для размещения аппарата по производству и продаже попкорна и работы на нем достаточно участка размером 1,5x1 м. Договор аренды заключается с владельцем приглянувшихся площадей или управляющей компанией. В теплое время года выгодно торговать на центральных улицах, в зоопарке, парках культуры и отдыха, в районе туристических до-стопримечательностей. Минус торговли под открытым небом — сезонность. В холодное время года попкорн покупают неохотно. Таких проблем нет в закрытых помещениях: торговых и развлека¬тельных комплексах, кинотеатрах, дворцах спорта. Проходимость здесь меньше, но товар продается значительно дороже. Особенно это касается кинотеатров. «Разница в цене “уличного” и “закры¬того” товара составляет 10—20 рублей, — рассказывает директор ООО “Техника плюс” Павел Брайнин. — Поедание жареной куку¬рузы во время сеансов стало уже традиционным. Однако пробиться в кинотеатры сложно. Их владельцы обычно самостоятельно орга¬низуют торговлю попкорном». Шаг 2. Оборудование На петербургском рынке представлены попкорн-машины про¬изводства США, Китая, Европы и России. Их поставкой зани¬маются такие компании как «Техника плюс», «Деловая Русь», «Перфи» и др. Наиболее дорогой и надежной считается амери¬канская техника. В зависимости от страны-производителя, аппарат для приго¬товления воздушной кукурузы стоит от 400 до 1,7 тыс. долл. Цена тележки для таких машин составляет от 300 до 1 тыс. долл. Подер¬жанную технику можно приобрести на порядок дешевле. Сам аппарат рассчитан исключительно на приготовление ку¬курузы. Передвигать такую технику и организовывать торговое место вам придется самостоятельно. Тележка для производства попкорна позволяет установить аппарат, включает торговое место и ящик для хранения сырья и упаковки. Ее главные пре¬имущества — маневренность, организация торгового места, декоративность. «Привлекательный внешний вид очень важен для торговли попкорном, — считает директор отдела пишевого оборудования ООО “Деловая Русь” Игорь Зорин. — Тележки, на¬пример, оформляют в виде вагончиков, старинных музыкальных аппаратов». Производительность аппарата не зависит от его подвижности и внешнего вида. Техника одинаковой мощности может быть авто¬номной или располагаться на тележке. Качество самого попкорна зависит не от вида и производительности автомата, а от сырья и соб¬людения технологии приготовления. Шаг 3. Сырье Основное сырье для попкорна — кукуруза специальных сортов и растительное масло. Вкус продукции обогащают солыо, сахаром, специями, карамелью, другими вкусовыми добавками. Кукуруза для попкорна используется строго определенных сор¬тов. В профессиональных кругах их называют: «средняя бабочка» (увеличение объема в 42 раза), «большая бабочка» (увеличивает¬ся в 43 раза), «карамель» (увеличивается в 36—38 раз. используется для сладкого и карамелизированного попкорна). Существует также «мелкая бабочка», по она пригодна только для домашнего исполь¬зования. Соответствующую продукцию поставляют как импортные, так и отечественные производители. Считается, что импортное сырье наиболее стабильно по качеству. Используют масла: кокосовое, пачьмовое, подсолнечное, соевое. «Обычно рекомендуют брать кокосовое и ни в коем случае не сли¬вочное, — сообщил директор ООО "Техника плюс” Павел Брай¬нин. — Желтое кокосовое масло используют для соленого попкор¬на, белое — для сладкого». Вкусовые добавки несколько удорожают продукцию, но прида¬ют попкорну вкус и цвет. Как минимум следует выпускать соленый и сладкий попкорн. Чтобы сахар не пригорал, обычно добавляют специальные разрыхлители. Особое внимание следует уделить хранению сырья и готовой про-дукции. Пакеты с зернами должны быть закрыты. В противном слу¬чае кукуруза может пересохнуть и не «раскры ться» во время жарки. Кокосовое масло тает при температуре +28 градусов, поэтому летом его следует хранить в герметичной таре. Шаг 4. Упаковка, сопутствующие товары Большую роль в продаже попкорна играют упаковка и сопутству¬ющие товары. Считается, что торговлю попкорном лучше не совмешать с дру¬гими снеками и продуктами питания. Единственный желанный «компаньон» — это различные напитки. Попкорн — сухой продукт, поэтому вызывает жажду. «Наличие бутилированных и разливных напитков увеличит общий оборот продажи попкорна в частности. — делится директор ООО “Техника плюс” Павел Брайнин. — Доход от сопутствующих товаров составляет порядка 30 %. Хорошо, если вы сформируете специальное предложение. Например: 0,5-литровый стакан попкорна и бутылка газировки». Упаковывают жареную кукурузу в бумажные пакеты, плотные бумажные конусы и стаканы разного объема. Пакеты и конусы наибо¬лее доступны в цене, но не удобны доя продавца и покупателя. Требу¬ется дополнительное время, чтобы раскрыть пакет и наполнить его кукурузой. Кроме того, их невозможно поставить, приходится посто¬янно держать в руках. Стаканы дороже, но выглядят красивее и удоб¬ны в использовании. Кроме того, появились герметичные стаканы с крышкой, которые позволяют хранить готовую продукцию несколь¬ко суток. Наиболее «ходовые» емкости стаканов: 32, 46, 64 грамма. Шаг 5. Цена и персонал Как уже говорилось выше, попкорн приносит от 400 до 700 % при¬были. Чтобы определить цену готовой продукции, следует высчитать ее себестоимость. Подсчитайте стоимость сырья, аренды, а также транспортные расходы, зарплату продавца. Обычно персонал полу¬чает процент от выручки. Получив полную себестоимость, опреде¬лите, какая цена оправдана на месте вашей торговли. Меньше всего «накрутка» в магазинах, где попкорн является сопутствующим то¬варом. Самые высокие цены в кинотеатрах. Средняя цена характер¬на доя парков отдыха, центральных улиц. Там выручка достигается большим оборотом. «Доход от попкорна зависит от места торговли, себестоимости и честности персонала», — считает генеральный ди¬ректор ООО «Техника плюс» Павел Брайнин. Для обслуживания попкорн-машины требуется 1 человек. Ваш сотрудник должен отвечать следующим требованиям: иметь санитарную книжку, ухаживать за техникой, тратить на обслужива¬ние одного покупателя около 1 минуты. Последнее качество очень важно и, как правило, приходит со временем. Если на покупателя тратится более одной минуты, возникает очередь, и многие клиенты могут уйти не дождавшись. От честности продавца также зависит прибыльность бизнеса. Обман возможен за счет нестабильности качества сырья, разных порций, разницы в цене простого попкорна и с добавками. «Есть хорошее средство борьбы с жульничеством, — считает директор от¬дела пищевого оборудования ООО “Деловая Русь” Игорь Зорин. — Пожарьте с продавцом 1 кг зерна, определите полученное коли¬чество порций. Теперь вы можете определить количество порций от одного мешка. Иногда проводите “контрольную” жарку, особен¬но при изменении сорта и качества сырья».